EDUCATIONAL RESOURCES - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научные публикации
В разделе сайта «Научные публикации» публикуются результаты исследований по педагогике и методике обучения. На текущей странице представлена статья, опубликованная в журнале «Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ» (Мошкин В.Н., Лапаева А.И., Овчаров В.В. Физическая культура как фактор формирования отрицательного отношения студентов к курению // Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ. Электронный журнал зарегистрирован в научно-техническом центре "Информрегистр", № 0229905552. − Барнаул, 2007. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/, свободный).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К КУРЕНИЮ[1]
Мошкин Владимир Николаевич Лапаева Анна Ивановна Овчаров Вячеслав Вольдемарович
На основе анализа результатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы о факторах, влияющих на подготовку студентов к здоровому образу жизни. В ходе анкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Для опроса студентов была использована анкета, включавшая 12 вопросов закрытого типа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсь ответить) предложенных по поводу утверждений анкеты. Предлагаем недорого купить диплом в москве или в другом городе в кратчайшие сроки с доставкой на дом.По данным анкетирования более половины опрошенных студентов читают литературу о безопасности, почти треть студентов читают литературу о физической культуре, более половины студентов занимаются в спортивных секциях. Выясним, имеются ли признаки влияния чтения литературы и занятий в спортивных секциях на отношение студентов к курению. Соотношение ответов по поводу чтения литературы о безопасности и отношении к курению представлены в таблице 1. В данной таблице и последующих таблицах результаты статистической обработки анкет сгруппированы следующим образом. В трех правых вертикальных столбцах приводятся данные о том, как студенты, согласные с приводимыми в верхних частях столбцов утверждениями, относятся к другим утверждениям, зафиксированными в левых частях горизонтальных строк таблицы (содержат данные об ответах студентов по поводу других утверждений анкеты). Таблица 1 Соотношение ответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1
Различие количества студентов, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выражено в процентных числах, так как группы студентов, согласившихся (в горизонтальных строках) с утверждениями в вертикальных столбцах неравнозначны по количеству. Для доказательства достоверности различия результатов исследования, выраженных в процентах, используется метод определения разности процентных чисел (критическое отношение)[2].. Из таблицы 3 следует, что среди читающих литературу о безопасности на 4% больше студентов, утверждающих о своем отрицательном отношении к курению (по сравнению с теми, кто заявил, что не читает такую литературу). Произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами является доверительным. Это свидетельствует о наличии признаков взаимосвязи между чтением литературы о безопасности и отношением опрошенных студентов (юношей и девушек) к курению. Выясним, имеются ли отличия взглядов юношей и девушек к курению, есть ли отличия влияния рассматриваемых факторов на отношение девушек и юношей к курению. Соотношение ответов юношей по поводу курения и чтения литературы о безопасности представлены в таблице 2 (в таблицах 2-9 приводятся данные, выраженные в процентных числах). Таблица 2 Соотношение ответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1
Произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 88, 87 не является доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков взаимосвязи между чтением литературы о безопасности и отношением юношей к курению.Соотношение девушек по поводу курения и чтения литературы о безопасности представлены в таблице 3. Таблица 3
Соотношение ответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1
Произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами (89, 97) является безусловно доверительным, что свидетельствует о наличии признаков взаимосвязи между чтением литературы о безопасности и отношением девушек к курению. На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 4, 5, (97% - девушки, 87% - юноши), произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами является безусловно доверительным. Это свидетельствует о наличии признаков различий влияния чтения литературы о безопасности на отношение юношей и девушек к курению. Девушки, читающие литературу о безопасности, в большей мере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающие литературу о безопасности. На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 2, 3, (89% - девушки, 88% - юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами не является доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков различий отношения к курению среди юношей и девушек (не проявляющих активности в чтении литературы). Соотношение ответов студентов по поводу утверждений о чтении литературы о физкультуре и об отношении к курению представлены в таблице 4. Таблица 4 Соотношение ответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9
Произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 89, 93 является доверительным. Таким образом, имеются признаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению: читающие литературу о физкультуре более склонны к отрицательному отношению к курению. Соотношение утверждений юношей о чтении литературы о физкультуре и отношением к курению представлены в таблице 5. Таблица 5 Соотношение ответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9
Вычисления показывают, что различие между процентными числами 87, 90 не является доверительным. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи между чтением литературы о физкультуры и отношением юношей к курению. Соотношение утверждений девушек по поводу чтения литературы о физкультуре и отношением к курению представлены в таблице 6. Таблица 6 Соотношение ответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9
Поскольку различие между процентными числами 91, 96 является доверительным, имеются признаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и отношением девушек к курению. На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 5, 6, (96% - девушки, 90% - юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий влияния чтения литературы о физкультуре на отношение юношей и девушек к курению. На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 5, 6, (91% - девушки, 87% - юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами не является доверительным. Следовательно, не выявлены признаки различий отношения юношей и девушек (не читающих литературу о физкультуре) к курению. На основе данных таблицы 7 выясним, имеются ли признаки влияния посещения спортивных секций на отношение студентов к курению. Таблица 7 Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10
Поскольку различие между процентными числами 90, 92 не является доверительным, анкетирование не выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение студентов к курению. На основе данных таблицы 8 выясним, имеются ли признаки влияния посещения спортивных секций на отношение юношей к курению. Таблица 8Соотношение ответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10
Произведя вычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 87, 89 не является доверительным. Следовательно, анкетирование не выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение юношей к курению. На основе данных таблицы 9 выясним, имеются ли признаки влияния посещения спортивных секций на отношение девушек к курению. Таблица 9Соотношение ответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10
Поскольку различие между процентными числами 92, 95 не является доверительным, анкетирование не выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение девушек к курению. На основе сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 8, 9, (95% - девушки, 89% - юноши), устанавливаем, что различие между процентными числами является доверительным. Таким образом, выявлены признаки различий влияния посещения спортивной секции на отношение юношей и девушек к курению. На основе сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 8, 9, (92% - девушки, 87% - юноши), устанавливаем, что различие между процентными числами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий отношения к курению не посещающих секции юношей и девушек. Подводя итоги анализа результатов анкетирования, сформулируем основные выводы. Более половины опрошенных студентов утверждают, что читают литературу о безопасности, почти треть студентов читают литературу о физической культуре, более половины студентов отмечают, что занимаются в спортивных секциях. Выявлены статистически достоверные признаки взаимосвязи между: чтением литературы о безопасности и отношением опрошенных студентов к курению (девушки, читающие литературу о безопасности более склонны отрицать курение); чтением литературы о физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению (читающие литературу о физкультуре более склонны к отрицательному отношению к курению); чтением литературы о физкультуре и отношением девушек к курению (девушки, читающие литературу о физкультуре более склонны к отрицательному отношению к курению). На основе анкетирования не выявлены признаки взаимосвязи: между чтением литературы о безопасности, физической культуре и отношением юношей к курению; между занятиями в секциях и отношением студентов (как юношей, так и девушек) к курению.Выявлены признаки различий влияния чтения литературы о безопасности на отношение юношей и девушек к курению (девушки, читающие литературу о безопасности, в большей мере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающие такую литературу), влияния посещения спортивной секции на отношение юношей и девушек к курению (посещающие секции девушки более склонны отрицать курение, чем юноши, посещающие секции). Не выявлены признаки различий отношения юношей и девушек (не читающих литературу о физкультуре) к курению, отношения к курению среди юношей и девушек (не проявляющих активности в чтении литературы), отношения к курению не посещающих секции юношей и девушек, различий влияния на отношение юношей и девушек к курению чтения литературы о физкультуре. Изложенные выше фактические сведения дают основания предположить, что занятия в спортивных секциях в массовой педагогической практике оказывают меньшее влияние на отношение студентов к курению, чем изучение литературы о безопасности и изучение литературы о физической культуре. Проведенный анализ показал наличие признаков целого ряда взаимосвязей в процессе формирования деятельности и взглядов студентов. Однако из рассмотренного не совсем ясно, что является причиной, а что – следствием: чтение литературы о безопасности (чтение литературы о физкультуре, посещение секций) способствует формированию отношения к курению или отношение студентов к курению влияет на их активность в чтении литературы о безопасности (чтении литературы о физкультуре, посещении спортивных секций). Изложенные в статье выводы носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. На основе новых фактов с использованием более совершенных методик статистической обработки эмпирических данных возможно не только выявление признаков взаимосвязей между явлениями в процессе совершенствования готовности студентов к здоровому образу жизни, но и выявление педагогических факторов положительной динамики данного процесса.
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Воспитание культуры безопасности студентов», проект № 06-06-60602а/Т. 2. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. − Таллин: Валгус, 1980. − 334 с. − с. 282. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |