Решение задачи на тему:

Опишите точки зрения историков на деятельность и личности русских императоров Петра I и Екатерины II. Ключевский В. О. о Петре I. (Из «Курса русской истории»): … Петр вырос в среде, совсем не благоприятной для политического развития. Придворные

История

Условие задачи

Опишите точки зрения историков на деятельность и личности русских императоров Петра I и Екатерины II. 

Ключевский В. О. о Петре I. (Из «Курса русской истории»):

… Петр вырос в среде, совсем не благоприятной для политического развития. Придворные интриги и перевороты были первоначальной политической школой Петра. Злоба сестры выбросила его из царской обстановки и оторвала от сросшихся с ней политических понятий. …Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что у его власти нет границ, а есть только опасности.

Как ни мало был Петр внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются не кнутом и застенком. Но он не мог уже отрешиться от своих привычек, не сумел очистить свою кровь от инстинкта произвола. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения: он надеялся только силой  навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. …Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная.

К. Валишевский о Петре I. (Из работы «Петр Великий»):

…Петр превратил русских в народ чиновников, рабочих или солдат, но не в народ мыслителей и художников. Практичный, положительный, не знавший никаких возвышенных стремлений, он научил или старался научить пользованию усовершенствованным оружием, чтению, счету, но не благородным порывам ума и сердца, преследованию гуманитарного идеала, культу прекрасного, а также доброты и жалости. Может быть, хорошенько вдумавшись, обстоятельство покажется естественным, и, следовательно, заслуживающим оправдания. Условия исторические, географические и климатические обратили существование России в постоянную войну. Без естественных границ, под неблагодарным небом, она находилась и теперь находится в борьбе с особой коалицией враждебных элементов, с людьми и обстоятельствами, — с соседями и с самой природой. В ней развился инстинкт самосохранения, наиболее несложный из всех инстинктов; материальные заботы получили легко объяснимое преобладание. Наклонности к лени тела и оцепенению души здесь сочетались с резким пробуждением страстного стремления к борьбе, под влиянием долгих периодов вынужденного бездействия. Вот горн, из которого вышел Петр и его творение. Он был великим идеалистом по своему, подчинив все представлению, мечте о России, не только способной защитить и расширить свои материальные владения, но со временем воспользоваться умственным наследием Греции и Италии. То была лишь мечта. Действительность его сейчас же опровергла и вернула в первобытный горн: к борьбе за существование, и он стал борцом, невольно занятым прежде всего заботой о развитии  у себя и у своего народа мускулов и орудий для работы и борьбы.

Водарский Я.Е. о Петре I. (Из статьи «Петр I»):

 … Какова же степень влияния деятельности Петра на развитие России? Приходится признать, что он не вывел ее на путь ускоренного экономического, политического и социального развития, не заставил ее «совершить прыжок» через несколько этапов, вообще не интенсифицировал происходящие в стране процессы (разве кроме развития армии, флота, промышленности и культуры). Его действия не были исторически оправданными и в максимальной степени соответствующими интересам развития России. Напротив, эти действия в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России и создали условия для его торможения еще в течение полутора столетий.

…И тем не менее, обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, действительно необходимое для такой богатой ресурсами державы, создание промышленности, пусть и крепостнической, но представлявшей собой базу для развития капитализма, мощное ускорение в развитии культуры и создание возможностей для ее дальнейшего роста, — все это дает полное основание считать Петра великим государственным деятелем.

Рахматуллин М.А. о Екатерине II. (Из статьи «Непоколебимая Екатерина»):

… Надо признать, что в последующей истории России все венценосные монархи в своем понимании особенностей страны, возможностей народа и способов действия не могут быть сравнимы с Екатериной. Никто из них не обладал в той же мере постоянным стремлением к самосовершенствованию, никто не был равным ей по уму, оптимизму и трудолюбию. Никому из них не были присущи широта и разнообразие интересов и занятий, умение достигать большого результата в главном. И уж, конечно, никто из них не состоял в многолетней и обширной переписке с такими личностями, как Вольтер и Дидро. …А кто из ее преемников на троне оставил после себя мемуары, подобные бесценным «Запискам», написанным легким пером и с предельной откровенностью, не говоря уж о том, что Екатерина была плодовитой сочинительницей нравоучительных водевилей, комических опер, занимательных сказок для детей, домашних учебников по истории для своих внуков. Никто из последующих монархов и не помышлял обрекать себя на каторжный каждодневный труд по законотворчеству, написанию многотомной истории Российского государства, усердно копаясь в летописях и других древних источниках.

Двести лет назад завершилось правление императрицы, еще при жизни по праву названной Великой. Благодаря ее разумной политике Россия прочно заняла место ведущей державы мира. С тех пор во главе страны сменилось более десятка самодержцев, вождей, генсеков, президентов. И что мы имеем сегодня?! Едва ли наши соотечественники отзовутся о своем времени так же восторженно, как это делали люди Екатерининской эпохи.

Ключевский В.О. о Екатерине II. (Из «Курса русской истории»):

… Значение известной исторической эпохи или исторического дельца лучше всего оценивается тем, насколько увеличились или уменьшились в эту эпоху под влиянием исторического деятеля народные средства, которые бывают либо материальными, либо нравственными. …В царствование Екатерины материальные средства увеличились в громадной пропорции. Государственная территория почти достигла своих естественных границ, как на юге, так и на западе. Из 50 губерний, на которые была разделена Россия, целых 11 были приобретены в царствование Екатерины II. Население государства почти удвоилось; сумма государственных доходов с лишком учетверилась. Итак, материальные средства в царствование Екатерины усилились. Напротив, средства нравственные стали слабее. Усилилась рознь интересов племенных, составных частей государства; в пестрый состав населения польскими разделами был введен новый, чрезвычайно враждебный польский элемент. Усилилась рознь между социальными составными элементами коренного русского общества; это усиление было следствием тех отношений, в какие были поставлены законодательством Екатерины два основных класса русского общества – дворянство и крепостное крестьянство. …Екатерина поддержала разобщение неравенством прав, как прежде – неравенством повинностей. Таким образом, в царствование Екатерины усилилась рознь, как в племенном, так и социальном составе государства. С другой стороны, понизилась способность руководящего класса (дворянства) руководить обществом, так как положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем. Наибольшая польза, какую он мог сделать этому обществу, могла состоять только в решимости не делать ему вреда.

Ответ

Сравнительный анализ деятельности Екатерины и Петра Великих по оценкам историков

Пётр I

В. Ключевский и К. Валишевский едины во мнении, что детство Петра в обстоятельствах постоянных придворных интриг сказалось на дальнейшей политике деятеля: будучи выращенным в злобе и насилии со стороны окружающих, у Петра не было выбора не стать борцом, как писал о нём Валишевский, именно опыт детства подтолкнул юношу к политике насильственного принуждения и деспотизма в объявлении реформ: преобразователь действовал так, как был невольно научен.

Если Ключевский в приведённом отрывке пишет только о форме…

Оцените статью
Obr-Resurs.ru
Добавить комментарий

  1. Комментарий
    Валентин

    Добрый день помогите закрыть семестр синергия

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Валентин, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  2. Комментарий
    Марина

    Решить симемстр дисциплины с тестами и практическими работами

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Марина, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  3. Комментарий
    Алина

    Добрый день. Написать курсовую работу. Специальность коммерция по отраслям

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Алина, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  4. Комментарий
    Николай

    Здравствуйте, нужна помощь с прохождением тестов по темам обучения.

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Николай, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  5. Комментарий
    Павел

    Сдать сессию по специальности социальная работа 1курс, 1я ссессия

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Павел, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  6. Комментарий
    Катя

    Добрый день! Подготовка ответов на экзаменационные вопросы по юриспруденции, магистратура. Цена, срок?

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Катя, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  7. Комментарий
    Илья

    Необходимы ответы по дисциплинам логистика, микроэкономика, организация производства, средства программной разработки, предпринимат. деятельность. Инициация стартап проекта

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Илья, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  8. Комментарий
    Роман

    Здравствуйте. Сколько стоит 1 сессия 1 семестр Фармация КЦЭТ,всё полностью и по отдельности?

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Роман, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  9. Комментарий
    Валерий

    Учебная практика. Специальность: Электроэнергетика и электротехника. 1 курс, магистратура Тема — свободная

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Валерий, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  10. Комментарий
    Ольга

    1. Железобетонные и каменные конструкции 2. ⁠конструкции из дерева и пластмасс 3. ⁠металлические конструкции Сдать экзамены,заочное отделение

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Ольга, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  11. Комментарий
    Анна

    По направлению (ДПГС 2024) Основы расчета строительных конструкций, сделать Расчетно-графическую работу

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Анна, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  12. Комментарий
    Татьяна

    Сдать вступительные экзамены.Русский,математика,физика

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Татьяна, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  13. Комментарий
    Дмитрий

    Контрольная работа по русскому языку и культуре речи.1 курс вариант 7 МЧС

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Дмитрий, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  14. Комментарий
    Евгений

    Требуется решить экзаменнационные задачи в точную дату.

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Евгений, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  15. Комментарий
    Ромуальда

    закрыть Курс по Инженерной и компьютерной графике, в сумме 5 работ

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Ромуальда, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  16. Комментарий
    Валя

    решить две задачи по семейному праву в короткий срок

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Валя, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  17. Комментарий
    Олег

    ВКР Синергия Бакалавриат Кадровый менеджмент Управление персоналом. Тема не выбрана.

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Олег, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  18. Комментарий
    Алексей

    Прости тест 1-30 вопрос основы обучения двигательному движению средства и методы развития физический качества обучающихся

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Алексей, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  19. Комментарий
    Валерий

    Провести технический анализ ценной бумаги и сделать прогноз ее будущей стоимости

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Валерий, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  20. Комментарий
    Кристина

    Курсовая работа по Теории государства и права. 1 курс дистанта СИБУПК

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Кристина, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  21. Комментарий
    Марина

    Решить онлайн тест в системе Mirapolis по дисциплине Административное право Специалисты РК-1

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Марина, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  22. Комментарий
    Ирина

    Дипломная работа (вкр) по теме Формирование представлений о животных родного края у детей младшего дошкольного возраста

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Ирина, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  23. Комментарий
    Эдуард

    решить тест по молекулярной биологии

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Эдуард, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
  24. Комментарий
    Юлия

    Ознакомительная практика по специальности Управление персоналом. 1 курс, 2 семестр. Нужен договор с организацией, заявление от моего имени составить, дневник, отчет и характеристика с места прохождения

    Ответить
    1. Комментарий
      Татьяна автор

      Юлия, здравствуйте! Поможем с подготовкой материалов для Вашего учебного проекта. Прошу Вас ПРИСЛАТЬ НАМ подробное задание (методичка, заданий от кафедры, бланки, комментарии — всё, что есть). Я посмотрю и напишу Вам ответ на почту в самые сжатые сроки. Спасибо!

      Ответить
Заявка на расчет